Пятница, 29.03.2024, 03:56

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » методические публикации

Развитие мотивации на уроках информатики.

Багирян Венера Борисовна,
учитель информатики высшей категории
МОУ гимназии г. Сосновка
Вятскополянского р-на Кировской области

Развитие мотивации на уроках информатики.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.  Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.  Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
     Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; 
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; 
  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. 

Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

Не правда ли, в начале  нового курса или даже темы мы часто произносим примерно следующие слова: "В современном обществе человек не может быть успешен без знаний информатики (физики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика?  Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов,  логика, методы вычислений, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто  замечали, что слова  "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.

В этой статье мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые  я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

Прием первый: обращение  к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: подарок маме «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки  мам.  Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится  проблема, преодолевая которую, ученик осваивает  знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Пример: Урок в 10-м классе на профильном уровне. (Несколько компьютеров 2007 года выпуска намеренно заменены техникой 2001 года ).

Тема урока: Аппаратное обеспечение  ПК. Системная плата.

Цель: Изучение характеристик системной платы и интегрированных на ней устройств.

Постановка проблемы учителем:  Для проверки знаний по теоретическим основам  темы урока откройте проект «Тест: устройства ПК», созданный учащимися 11-го класса в среде программирования Visual Basic. (В процессе  загрузки на «старых» ПК происходит зависание программы, что делает невозможным выполнение теста). Очевидно, придётся отложить тестирование. Как вы думаете, почему зависает программа Visual Basic? (Ученики называют различные причины) Можно ли «заставить» «старые» компьютеры работать быстрее?

Далее учащиеся выдвигают различные гипотезы решения проблемы и составляют алгоритм действий по их проверке:

·        выбор программы для тестирования системной платы;

·        тестирование, сравнение рабочих характеристик устройств различных ПК;

·        определение устройств, требующих модернизации;

·        выбор устройств, совместимых с конкретной системной платой;

·        поиск в Интернете фирм по продаже комплектующих ПК в регионе;

·        выбор по прайс-листам  комплектующих  для модернизации «старых» компьютеров и запись соответствующих рекомендаций;

Следует отметить, что в результате изучения темы несколько компьютеров действительно были модернизированы, и ребята проверили их производительность, работая в среде программирования Visual Basic.

Третий прием: ролевой подход и  деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Пример 1: На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур  в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

·        цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)
(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);

·        цикл с предусловием
(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);

·        цикл с постусловием
(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).

Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических  структур  и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.

Пример 2: Урок в 9-м классе. Тема «Массивы». Для усвоения понятий « информационный массив», характеристики массива  и операции над элементами массива в роли элементов выступают учащиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, «9 А»).  Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде учителя ученик по индексу называет значение элемента (например,  свою фамилию, если массив имеет строковый тип;  или свой рост, если тип числовой и т.д.) В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним,  используя знаковую форму представления информации.

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.  

Глубокое понимание изучаемого материала, как правило,   обеспечивает успешное продвижение в знании.

Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока. На уроках в старших классах использую такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос»  и т.д., в ходе которых учащиеся выполняют и защищают проекты.

Пример 3: в 11 классе  перед изучением темы «Реляционные базы данных» мне необходимо было подвести практические итоги изучения темы «Системы управления базами данных». Я провела урок в форме деловой игры «Монополия». На занятии перед учащимся были поставлены   две практические задачи: 

  • создать двумя фирмами электронную базу данных учебных заведений Вятскополянского района;
  • показать, насколько программный продукт  каждой фирмы лучше   программного продукта конкурирующей фирмы.

То есть на уроке я смоделировала рыночную ситуацию, в которой выпускники могут скоро оказаться. Ребята показали свои знания по теме «Системы управления базами данных» и проявили максимум изобретательности, чтобы именно их программный продукт был на рынке реализован. Затем выступили «юридические консультанты» и рассказали о правовой охране программ и данных, а также о защите информации.  После урока ученики сами предложили темы деловых игр по интересующим их вопросам  в  соответствии с предстоящими темами уроков.

Четвертый прием: решение нестандартных задач.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении  тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в  существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению.  Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

Пример 2: «Шифр Цезаря»

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Для  психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий  использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.

Пример 4. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1.     Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2.     Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.     Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

4.     Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5.     Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

 

 Пятый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в профильных классах. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы  «Компьютерное моделирование» в 10 классе на профильном уровне  можно изучить электронные таблицы M.S.Excel как средство создания и исследования модели.

Пример: Исследовательский проект «Прогнозирование численности населения города  Сосновки».

Этапы моделирования:

1.     Постановка задачи, определение необходимых исходных данных     для компьютерного моделирования.

2.     Поиск информации о численности населения г. Сосновка за           последние 10 лет.

3.     Создание табличной модели исходных данных в программе             M.S.Excel

4.     Сознание графической модели динамики численности населения     г. Сосновка.

5.     Определение типа графической модели.

6.     Запись математической модели, соответствующей графику.

7. Вычисление коэффициентов математической модели с    использованием функций Excel.

8.     Тестирование модели на известных значениях численности.

9.      Корректировка модели.

10.Прогнозирование численности населения с использование    созданной математической модели.

11.   Анализ результатов.

 Этот исследовательский проект выполняется учащимися гимназии 10-х классов с 2003 года. Работа над ним и результаты прогноза вызывают большой интерес не только у учащихся, но и у администрации и широкой общественности нашего города.

Данные прогнозирования и реальная численность каждый год сравниваются и анализируются. Таким образом,  ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам словами объяснять  нет необходимости.

Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких  тем, как «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе, различным конкурсам и спектаклям, игре КВН. Лучшие проекты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают все учащиеся группы и члены учительского жюри.

Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей  в подростковом возрасте.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

 

 

 

Библиографический список

 

1.           Немова Н.В.,  Школа  достижений: начало  пути  к  успеху. Пособие  для  руководителей  школ. М., 2006.

2.           Ильин Е.П.  Мотивация  и мотивы. С.- Петербург, 2000

3.           Маркова А. К., Матис  Т. А.,  Орлов А. Б. Формирование  мотивации учения. М., 1990.

4.           Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 1996.

Категория: методические публикации | Добавил: Венера (03.09.2010)
Просмотров: 12523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Serglialp  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/chto-takoe-estakada/>строительство железнодорожных эстакад</a>

Имя *:
Email *:
Код *: