Багирян Венера Борисовна,
учитель информатики высшей квалификационной категории МОУ гимназии г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области
Эссе «Моя педагогическая философия»
Если жить для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Дмитрий Лихачёв
Принято считать, что человек – творец своей судьбы. Я уверена, что судьба ведёт человека по жизни. Чем ещё можно объяснить тот факт, что на пороге своего сорокалетия, когда, как поёт в известной песне Андрей Макаревич, «надо подводить итоги», десять лет назад, оказавшись в городке, о котором раньше ничего не знала, я стала учителем.
Никогда не забуду свой первый рабочий день в школе, первый урок. Страха не было, но было сомнение: как начать, что сказать детям? Память невольно перенесла в далёкие школьные годы. Отчётливо виделся образ любимого учителя истории Юрия Семёновича Качкина, мудрого, доброго, справедливого. Вспомнились его улыбка, голос, умение вести урок, на котором он всегда видел лучшее, что в нас было, помогая нам самим увидеть в себе это лучшее. Моего учителя уже нет в живых, но в трудные минуты жизни я всегда мысленно обращаюсь к нему, и это помогает мне найти правильное решение. И тогда, в мой первый рабочий день в школе, Учитель помог мне.
Владела ли я тогда педагогическими методиками и технологиями? Конечно, нет. Но было огромное желание поделиться с ребятами всем, что я знаю и умею, и они поверили мне. Моё общение с ними на уроках и вне стало взаимообогащающим. Я учу детей информатике, они учат меня понимать их. Принимать такими, какие они есть, быть терпимой к их ошибкам, но требовательной к самой себе.
Любознательность моих учеников и их заинтересованность не позволяют мне успокаиваться, надо быть всегда готовой ответить на любой их вопрос, уча, я постоянно учусь сама. И точно знаю, что так будет всегда.
За годы работы в школе я поняла, что каждый ученик – личность, и поэтому для счастья на уроке одному нужна хорошая оценка, другому – интересное задание, а третьему – всего лишь добрый взгляд, поощрение, признание. Главное для меня – позволить ученику быть самим собой, не подавить того, кто хочет быть другим. Где-то я однажды прочитала слова великого философа, смысл их примерно в следующем: «Сделать человека лучше, чем он есть от рождения невозможно, надо только дать ему возможность стать самим собой». Нет «плохих» учеников, есть те, которых не удалось раскрыть. Очень важно убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
«Здравствуйте! Меня зовут Венера Борисовна! Уроки информатики буду вести у вас я»,- так начинаются мои первые уроки в старших классах. После этих слов я почему-то всегда останавливаюсь, всматриваюсь в лица моих учеников и пытаюсь представить, сколько же гигабайт информации им предстоит обработать за всю их жизнь!
"Кем бы вы ни стали в дальнейшем, везде понадобится знание информатики, умение работать с информацией и обрабатывать её на компьютере. Уроки информатики помогут вам изучить общие свойства информации, методы её поиска, хранения и преобразования. Глобальные компьютерные сети уже объединили всё человечество в единое информационное сообщество. Кем быть? Каким быть в этом информационном обществе? Мы будем с вами вместе отвечать на эти вопросы..."
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в формировании человека нового информационного века? Как учителю научить ребенка выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей?
Не всегда всё получается на этом трудном пути, бывают ошибки, порой охватывает отчаяние, хочется всё бросить и уйти… Но наступает новый день, я снова иду на работу, и я рада этому, потому что там меня любят и ждут ребята. Говорю «спасибо» судьбе за то, что она привела меня в школу. Ведь благодаря этой работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик - это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка - причина для серьёзного размышления.
Ловлю себя на мысли о том, что в последнее время перестала думать о своём предназначении, может, потому, что его нашла?.. Это, наверное, и есть счастье?..
|