Суббота, 11.05.2024, 10:21

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » публичные лекции

Компьютерная безопасность детей

Семья и школа… кто как ни они всегда играли основную роль в воспитании человека. Изменилась ли эта роль в век образования и информатизации?   Всегда ли они осознают опасности, которые таит в себе наше  просвещённое время.

Возвращаясь летом из отпуска, я стала невольным свидетелем разговора двух молодых мам, которые, не скрывая гордости, рассказывали о компьютерных успехах своих малолетних детей. Они даже не подозревали, какая реальная опасность для их любимых чад таится в чрезмерном увлечении компьютером.

В последние годы медики и психологи всего мира всё чаще поднимают вопрос компьютерной безопасности, особенно это касается детей. Ведь не секрет, что многие из них подвержены зависимости от компьютерных игр.

Родители чаще всего покупают компьютер своему чаду, надеясь на то, что ребёнок будет занят, ограждён от пагубного влияния улицы,  пусть даже он развлекается играми, музыкой, часами просиживает  на чатах в Интернете.

Более 60%   детей, чрезмерно увлечённых компьютером , отвергают физическое развитие, как правило, у них ухудшается зрение, появляется сколиоз (искривление позвоночника), ранний остеохондроз, заболевания сердца и сосудов из-за малой подвижности. Также наблюдается повышенная нервная возбудимость, тревожность в реальной обстановке, частые депрессии.

Заблуждением является мнение, что раннее обучение и длительное пребывание детей до 10 лет за компьютером разовьёт ребенка и сделает его компьютерным гением, как минимум. Психологами установлено: пристрастие ребенка в возрасте до 10 лет к компьютеру замедляет его развитие, так как подавляются интересы к обычным играм и общению со сверстниками. Как считают исследователи, работа на компьютере в столь раннем возрасте не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения.

  • тормозит развитие мышления (как правило, все игры работают по стандартным алгоритмам, где многократно повторяется одно и тоже);
  • не способствует концентрации внимания в учебном процессе, т. к. ребёнок привык концентрироваться на ярких персонажах игр, активно движущихся предметах, воспринимать устную речь на уроках в полной мере он не может;
  • снижает коммуникабельность, т. к. живое общение ограничено, речь становится примитивной, не хватает слов выразить свои мысли, об этой проблеме современных школьников говорят многие учителя.

Ими же отмечено: после приобретения компьютера резко снижается успеваемость большинства учащихся, они не хотят выполнять обычную учебную деятельность, она им кажется скучной. А потому ученые советуют воспитывать детей, руководствуясь традиционными методиками. До 10-11 лет как для физического, так и для психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее играть в кубики, петь и танцевать, чем жить в виртуальном мире.

При чрезмерном увлечении ПК у детей могут возникнуть неадекватные реакции, они могут проверить в реальности то, что неоднократно выполняют в играх. Снижается чувство самосохранения, привыкшие к виртуальной реальности, дети уверены, что в жизни всегда всё можно исправить, начать сначала. Большинство компьютерных игр развивают агрессию, жестокость в детях, их основная идея «Убей первым или убьют тебя». Есть игры имеющие политическую направленность, например «Морской бой Украина-Россия». Как правило,  диски с подобными играми – контрафактные.

По статистике у 80 %  детей, просиживающих часами за компьютером – проблемы в самооценке:

·        у 20% занижена;

·        у 40% нереальное представление о себе;

·        у 20 % чрезмерная независимость

Как правило, самооценка строится на успехах в компьютерной реальности.

 Компьютерная зависимость приравнивается к наркотической зависимости. 

      Почему ребенок хочет играть? Таким образом он уходит от реальности, от общения с нами, такими требовательными и знающими. Ребенок уходит в мир фантазий, часто агрессивных. Уход в компьютерный мир – это механизм бегства от реальности. Ребенку легче в виртуальном мире, чем в реальном.

Последствием долгих игр является эмоциональное и нервное перенапряжение ребёнка. Игры открывают новый мир, в котором ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости и мудрости, но не реальной. Это все в его мыслях и мечтах - правитель миров, гонщик, летчик, строитель, исследователь, первооткрыватель и т.д., и т.п. В реальной же жизни, столкнувшись с  препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своем виртуальном мире, где все так, как хочет он. Нарушается произвольность (волевые качества) поведения ребенка. Поэтому нарушаются средства общения с живыми людьми, человек определяет причины неудач не в себе, а в других, обвиняет всех вокруг.

У всех детей фиксируется снижение общения и развитие эгоизма. У детей, не имеющих доступа к компьютеру появляется так называемая «рабская зависимость» «бедного» (без компьютера) от «богатого» (без компьютера). Средство выхода из такой зависимости – найти положительное в этом «бедном» ребенке, не связанное с компьютером – «ты быстрее бегаешь, у тебя руки сильные».

У детей, зависимых от ПК, может возникать депрессия, как следствие внутреннего конфликта личности. Такие дети не умеют или не могут перенести свои умения и навыки на обычные уроки, вот и противоречие. Они не могут однообразно и кропотливо работать, им подходит только разнообразие видов деятельности.  Психологами определены стадии зависимости от игры:

1.     Стадия лёгкой увлечённости

2.     Стадия увлечённости

3.     Стадия потребности

4.     Стадия привязанности

 

Подросток  самостоятельно справиться  с привязанностью практически не может!

Помимо Игровой зависимости не малую  опасность для детей представляет Интернет. Согласно последней статистике Ассоциации исследования средств коммуникации

·        50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых:

·        28% из вышедших в Интернет детей «серфят»
  в поисках «клубнички»;

·        19% детей иногда посещают порносайты; 

·        9% делают это регулярно; 

·        38% детей, просматривают страницы о насилии; 

·        16% детей просматривают страницы с расистским содержимым; 

·        26% детей участвуют в чатах о сексе; 

·        44% детей, регулярно использующих Интернет, один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении;

·        11% подверглись им несколько раз; 

·        14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет; 

·        10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7%  никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Эти цифры, наверное, заставят вздрогнуть каждого.

 Да,  технический прогресс несёт много благ для человека, мы уже не представляем свою  жизнь без компьютера, мобильного телефона, электронной бытовой техники. Но надо всегда помнить, все-таки главное на земле – это сам человек, его жизнь.

Берегите детей, уделяйте им больше внимания, чтобы они не уходили в виртуальность, сделайте для них реальный мир ярким и интересным!  (Презентация к лекции)

Категория: публичные лекции | Добавил: kdomnin (02.09.2010)
Просмотров: 2729 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: