Воскресенье, 12.05.2024, 12:38

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » публичные лекции

Семья и школа в век информатизации

                Багирян Венера Борисовна,
                учитель информатики 
                МОУ гимназии г. Сосновка

 

Публичная лекция.
 Семья и школа в век   информатизации.
Проблема Добра и Зла.

 

Человечество, невзирая на кризисы и природные катаклизмы, стремительно движется к информационному обществу.

 Информатизация открывает невиданные и самые неожиданные возможности во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Реализуется государственная программа компьютеризации школ. Я думаю,  она справедливо вызывает положительную реакцию большинства учителей. Но  диалектику не отменишь: Добро и Зло всегда идут рядом, рука об руку. И пора всерьёз задуматься о негативных  последствиях информатизации, умерить неуёмные восторги и понять, что эра информатизации требует и новой эры воспитания.

Да, Мир насыщается компьютерами, теле - и видеотехникой, сотовыми телефонами, информационными и телекоммуникационными сетями. Расходы на информатизацию уже в два раза превышают расходы на энергетику. Мир сейчас находится примерно в такой же ситуации, как и в сороковые-пятидесятые годы ХХ в., когда была открыта ядерная энергия и перед человечеством стояла дилемма – мирный атом или всеобщее уничтожение в атомной войне. Ракетно-ядерной войны удалось избежать. Но даже мирное использование атома обернулось ... ЧЕРНОБЫЛЕМ, последствия которого мы себе еще плохо представляем.

Уже сегодня возникают проблемы последствий информатизации. Но есть и принципиальные отличия. Атомная бомба представляла собой явную угрозу человеческим жизням, физическому здоровью людей. А информатизация – это скрытая, часто неосознаваемая угроза не только и не столько физическому, сколько психическому здоровью. Не рано ли бить тревогу о последствиях информатизации?

Огромные возможности раскрывают информационные системы и технологии в образовании:

  •      автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости позволяет администрации школы оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе; 
  •      развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования;
  •      учебный процесс становится более дифференцированным, следовательно, более эффективным;
  •      навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность. 

Но вот парадокс: чем глубже информатизация проникает в школу, тем больше поток отчётности, не имеющей ни единого формата, ни адресата. Чего только стоят многочисленные отчёты за полученный школой миллион! А сколько всевозможных бумаг приходится оформлять по самой информатизации! Это отнимает много времени, отвлекает  администрацию и учителей от решения внутренних задач. Ведь компьютер- это только средство обработки информации, создаёт её сам человек.

И на уроке Компьютер - всего лишь средство, которое помогает учителю и ученикам. Это то же, что карта, глобус, микроскоп, молоток. Конечно, если постоянно, из урока в урок применять компьютер, то со временем эффект падает, и он уже не помогает, а может лишь мешать. Всё зависит от личности самого учителя, от того, КАК он использует компьютер:  если урок неинтересен, цели урока не достигаются, никакие компьютеры не помогут. Да и не секрет, что не всегда администрация школ озабочена критериями эффективности уроков с применением ИКТ, и в период всеобщего стремления к информатизации любое использование компьютера воспринимает на ура. Для чего стоит обсуждать на  школьном сайте внутренние проблемы школы и предметные задачи между учителем и его учениками, когда это можно сделать в живом общении. Если просмотреть количество посещений таких сайтов и их форумов, то оно невелико. А электронные журналы, о которых сейчас так много говорят и пишут! Никто не сомневается в их эффективности. Они позволяют в реальном времени всем участникам образовательного процесса, в том числе и родителям,  знать об успеваемости. Но это лишает многих родителей потребности прийти в школу: зачем, если вся информация есть на сайте, можно задать любой интересующий их вопрос. Много ли родителей ходят к вам на родительские  собрания?

Становится очевидным, главное - иметь меру и использовать информационные технологии не взамен, а в дополнение традиционным средствам обучения. Сегодня же мы часто наблюдаем довольно примитивные попытки заменить компьютером учебник, задачник, хрестоматию. Сегодня уже технически довольно просто реализовать, чтобы компьютер вслух читал нам стихи А. С. Пушкина да еще показывал бы «картинки». Только зачем?! Лишь затем, чтобы превратить художественное произведение в развлекательное чтиво?

И уже совсем становится страшно, когда слышишь «прогнозы» некоторых «горячих голов», что учитель в скором времени вовсе станет не нужен, что его заменят компьютеры, информационные сети и телекоммуникационные системы, что учиться можно будет не выходя из дома. В принципе это уже сегодня можно реализовать.

Наверное, посмотреть и послушать по телевизору лекцию какого-нибудь знаменитого австралийского профессора или посмотреть картины Лувра по компьютерной сети зачастую куда интереснее, чем изо дня в день сидеть на уроках одной и той же Марьиванны. Но Марьиванна идет на урок к ученику с любовью к нему, с пониманием его горестей и радостей, надежд и отчаяний. И ученик идет на урок к Марьиванне с пониманием, что он ей нужен, что он хоть кому-то НУЖЕН. А компьютеру, телевизору он НЕ НУЖЕН. Человеческую личность может воспитать исключительно только человеческая личность. Компьютер может вырастить только робота. Хочется верить, что Учителя это  понимают. А родители?     Здесь большой знак вопроса…Факты и примеры из лекции о компьютерной безопасности детей, которую я читаю на общешкольных родительских собраниях, вызывают у них просто шок. Родители чаще всего покупают компьютер своему чаду, надеясь на то, что ребёнок будет занят, ограждён от пагубного влияния улицы,  пусть даже он развлекается играми, музыкой, часами просиживает  на чатах в Интернете. Большинство из них надеется, что компьютер разовьёт ребенка и сделает его компьютерным гением как минимум. На вопрос, в какие игры играют ваши дети, некоторые с гордостью отвечают: «В шахматы». Но почему ваш ребёнок играет в шахматы с компьютером, а не с вами, как это было в прежние времена? Я вспоминаю детство, когда мы вечерами наблюдали на спортивной площадке около дома, как играют наши родители в волейбол или футбол, и подбирали мячи. А как любили мы играть вместе со взрослыми в лото, домино, шашки и шахматы! Сколько эмоций мы переживали при этом, выигрывая у них. Это сближало и воспитывало.  Что же мешает этому сейчас?

 Технический прогресс, который пришёл в каждый дом, освободил нас от рутинной работы. И вот оно - время пообщаться с близкими. Но, увы. Он же и отнял это время. Ребенок, насмотревшись «мультиков» или до одури наигравшись в компьютерные игры, подходит к матери. А в ответ получает: «Отстань, ты что, не видишь – я смотрю «Кармелиту». Конечно, телевизор удобен и приятен тем, что у его экрана перед человеком не стоит самой сложной для него проблемы – проблемы ВЫБОРА, не надо принимать никаких решений.  И человек незаметно для самого себя превращается в манкурта по Ч. Айтматову, в духовного раба. Ещё не научившись ходить и говорить, ребёнок видит родителей, старших братьев и сестёр, часами просиживающих за компьютером, и это становится для него моделью поведения. И неудивительно, что, подрастая, он уходит от них в виртуальный мир. Он уходит от реальности, от общения с нами, такими всезнающими и требовательными. Ему легче в виртуальном мире, чем в реальном. Там он чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости и мудрости. В жизни, столкнувшись с  препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Возникают неадекватные реакции. Снижается чувство самосохранения.  Привыкшие к виртуальности, дети уверены, что в жизни всегда всё можно исправить, начать сначала. Большинство компьютерных игр развивают агрессию, жестокость в детях, их основная идея -убей первым или убьют тебя!  Последние сообщения  СМИ о трагедиях, когда школьники берут в руки оружие, подтверждают это.

Помимо игровой зависимости, немалую  опасность для детей представляет Интернет. Но почему?  Не выходя из дома, мы можем общаться с друзьями, родными и близкими,  найти полезные советы, выбрать место отдыха и многое другое. Посмотрите на статистику Ассоциации исследования средств коммуникации:

  •  19% детей регулярно посещают порносайты;
  • 38% детей просматривают страницы о насилии;
  • 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым;
  • 26% детей участвуют в чатах о сексе;
  • 44% детей, регулярно использующих Интернет, один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении;
  • 11% подверглись им несколько раз;
  • 14,5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет.

Наверное, эти данные заставят вздрогнуть каждого.

Я говорю  сейчас о проблемах информатизации вовсе не для того, чтобы кого-то запугивать, не для того, чтобы призывать искать какого-либо «врага» или его образ. Научный, технический, информационный прогресс остановить или затормозить невозможно, даже если кто-то и попытался бы это сделать. Наоборот, необходимо приложить максимум усилий для оснащения наших учебных заведений компьютерами, телекоммуникационными системами и для подключения их к международным информационным сетям.

Но необходимо осознать, что Добро и Зло идут рядом! Вспомните библейскую притчу о Первородном грехе. Чаще всего первородный грех трактуется и понимается людьми весьма упрощенно и ошибочно - как любовное прегрешение Адама и Евы. Но суть-то этой притчи совсем в другом – они съели плод от Древа познания. Они получили Знание, нравственно не будучи готовы к нему. Эта притча – грозное напоминание и предостережение, что человеческое ПОЗНАНИЕ опережает НРАВСТВЕННУЮ ГОТОВНОСТЬ человечества к использованию знания.

Кто же должен взять на себя нравственную ответственность за негативные последствия информатизации?  Адресатов, очевидно, много – болезни общества должно лечить все общество.

Это законодательная власть, создатели информационных программ, деятели средств массовой информации, деятели культуры, науки,  медики, психологи.

Это семья, у которой необходимо воспитывать информационную культуру и  помогать решать принципиально новую проблему. И, конечно же, главное – это учитель.  Мы с вами можем и должны помочь детям познать и противопоставить «информационным шумам» и «виртуальным мирам» ИСТИНУ, ДОБРО и КРАСОТУ.


Категория: публичные лекции | Добавил: kdomnin (02.09.2010)
Просмотров: 1523 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Eldenutle  
0
Мне недавно требовалась юридическая услуга и я не очень долго искал юридический центр в Москве! Спустя время случайно нашёл на http://www.consalt-centr.ru/sertif_produkcii.html - Сертификация продукции
. Почитал их web-site и решился заказать предложенную юридическую консультацию. После чего юридическая консультация дала о себе узнать и я наконец таки решил все свои проблемы. Теперь восхваляю лучший юридический центр Консалт.

2 fraulparm  
0
Дали мне адрес: http://srub-dizain.ru/pilomaterial - пиломатериалы оптом Владимирская область
и мне захотелось построить дом бабушке! Мне как раз нужен был погонажный профилированный брус. В общем пройдя туда и решил туда поехать! Там совсем всё профессионально сделано и профилированный брус не трудно купить. Всему этому действию сопутствовала продуманная навигация ресурса, которую легко нашёл.Очень круто конечно то, что это завод по изготовлению бруса естественной влажности – но сайт тяжёлый на восприятие.

1 karWervemet  
0
Совсем беспредел наступил! Вот в гугле нашёл страничку http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/6/ - сдам жилье в Симферополе
и обалдел. Опять не поздоровался с читателями! В общем сдам жилую недвижимость Симферополь
,я прочитал и осознал, что проживание классная вещь – раз есть такие объявления. Поэтому всем рекомендую линк http://rentrealtycrimea.com с недвижимостью в Украине.

Имя *:
Email *:
Код *: