Воскресенье, 12.05.2024, 04:56

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » учебные модули

Учебный модуль по теме "Массивы"

КДЦ (комплексно дидактическая цель) – овладеть способом организации и обработки большого количества данных одного типа средствами алгоритмического языка Паскаль.

 

Требования к знаниям учащихся.

Ученик должен знать:

-         определение массива;

-         способ его описания;

-         способы обращения к элементу массива.

 

Требования к умениям учащихся.

Ученик должен уметь:

-         использовать ранее изученные понятия – типы данных и циклы;

-         обосновать необходимый способ организации данных;

-         определить тип элементов массива;

-         писать программы на языке Паскаль, обрабатывающие большое количество данных одного типа.

Структура учебных блоков темы:

Л1 – лекция на тему «Массивы, основные термины и понятия, использование массивов при решении различных задач».

У1 – урок решения задач на тему одномерные числовые массивы. Элемент массива, индекс элемента массива».

Л2 – лекция на тему «Символьные массивы».

У2 – урок решения задач на тему «Операции над массивами».

Л3 – лекция на тему «Двумерные массивы».

М1 – модуль «Двумерные массивы».

У3 – урок обобщения на тему «Массивы».

М2 – модуль обобщения «Творческое задание».

Л4 – лекция на тему «Данные типа record и массивы ».

У4 – урок решения задач по теме Л4.

Зачет – зачет по теме «Массивы».

 

Модуль №1.

Содержание учебного элемента

Советы учителя

УЭ0

Цель: на основании теоретических  знаний о массивах и вложенных циклах вы должны научиться:

 

-  организовывать данные в виде таблиц;

-  обосновывать выбор типа элемента массива;

-  описывать табличные данные;

-  писать и отлаживать программы, обрабатывающие двумерные массивы, в среде Turbo Pascal.

 

 

   Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха.

 

УЭ1

Цель: проверить себя, насколько  свободно вы пишете программы с использованием одномерных массивов и циклов.

1.     Откройте файл INFTEST.doc

Задания выполняйте самостоятельно, в тетради. Условия не переписывайте.

2.     Откройте файл INFTEST1.doc

Сверьте свои решения  и проставьте на листе контроля в таблице к УЭ1 баллы за каждую задачу.

3. Если вы набрали 12 – 17 баллов,  переходи к выполнению УЭ3, иначе к УЭ2.

 

 

Время выполнения УЭ1 не более 15 минут.

 

УЭ2

 

Цель: восполнить пробелы в знаниях по темам «Массивы» и/или «Циклы».

1.     Не волнуйтесь, откройте конспект, и посмотрите решения задач выполненных ранее на уроках и дома. Проконсультируйся у своего напарника и/или учителя. Когда будете готовы, поднимите руку и получите дополнительное задание у учителя.

2.     Результат выполнения задания покажите своему напарнику. Заполните в листе контроля таблицу к УЭ2.

3.     Переходите к выполнению УЭ3.

 

Время выполнения УЭ2 не более 10 минут.

УЭ3

 Цель: научиться работать с данными,  представленными в виде таблицы.

 Задача №1. Реши задачу о хозяйке при условии, что траты хозяйки записаны в двумерный массив, в первой строке которого хранятся траты по утрам, а во второй по вечерам.

1.       Объединитесь в группу из двух человек, опишите в тетради массив по правилам языка Паскаль.

2.       Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл MIST1.PAS

3.       Откройте файл MIST1.PAS и внесите в него необходимые изменения.

4.       Когда убедитесь в том, что программа работает верно, переходите к задаче №2.

 Задача №2. Решите задачу о хозяйке при условии, что массив трат хозяйки содержит семь строк и два столбца.

1.             Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл MIST2.PAS.

2.             Модернизируйте программу в файле MIST2.PAS.

3.             Убедитесь в том, что программа работает верно, т.е. все три программы дают одинаковый результат.

4.             Проставьте на листе контроля  в таблице к УЭ3 баллы за каждую задачу. Переходите к выполнению УЭ4. 

   Время выполнения УЭ3 не более 20 –25 минут.

По возникающим вопросам консульти-руйтесь сначала у себя в группе, а если ответ не найден, то у учителя.

   Если не успеваете, обязательно выполните четвертый пункт задания №2, а пункты 1-3 решите дома. 

 

УЭ4

Цель: познакомиться с примерами использования двумерных массивов в различных областях человеческой деятельности.

 1.      Объединитесь в группу из 3 - 4 человек (соседние компьютеры).

2.      Придумайте текст задачи, в которой данные представлены в виде таблицы.

3.      В тетради опишите массив, определяющий эту таблицу.

4.      Представитель группы предъявит вашу задачу экспертам и покажет им тетрадь. При составлении выступления можно воспользоваться планом, приведенным в файле PLAN.doc. Остальные не теряя времени, переходят к выполнению УЭ5.

5.      Эксперты проставят на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу. 

Время выполнения задания не более 25 – 30 минут.

УЭ5

Цель:  убедиться, что вы научились писать программы с использованием двумерных массивов.

Задача№3. Дан массив В:

         1.5     1.9     1.6     1.8     1.4

         1.2     1.5     1.3     1.4     1.2

         1.6     1.3     1.4     1.7     1.5

  Получить новый массив К, значения    элементов которого равны утроенным значениям элементов массива В. Массивы В и К вывести на экран.

1.      Объединитесь в  группу по двое, опишите в тетради массив по правилам языка Паскаль.

2.      Программу сохраните в файле МАTR.PAS.

3.      Убедитесь в том, что программа работает верно. Позовите учителя.

4.      Задание проверяется и оценивается учителем на листе контроля в таблице к УЭ5.

5.      Оцените урок по 1- бальной шкале:

-         Удовлетворены ли вы своей работой (Я);

-         Достигнута ли цель, сформулированная в УЭ0 (дело);

-         Работу всего класса (мы);

6.      Ответьте на вопросы теста .


   Время выполнения не более 7 – 10 минут.

 Выступление  рассчитывайте на 2 – 3 минуты.

 

Подведение итогов

 1.       По завершении каждого УЭ проставь себе баллы в контрольном листке.

2.       Верно выполненный УЭ с опережением времени добавит вам или вашей группе 1 балл.

3.       Выступающему в УЭ4 – 1 добавочный балл.

4.       Эксперт – 1 балл.

5.       Баллы, набранные членами группы, суммируются в общий итог работы группы.

 УЭ1

№ задачи

1

2

3

4

5

Макс. кол-во баллов

2

2

3

5

5

Самооценка

 

 

 

 

 

Дополнительный балл за досрочное выполнение

 

Итог

 

 Э2

Максимальный балл

3

Итог

 

 УЭ3

№ задачи

1

2

Макс.  кол - во баллов

5

5

Самооценка

 

 

Дополнительный балл за досрочное выполнение

 

Итог

 

УЭ4

Макс.   кол – во баллов

5

Оценка эксперта

 

Дополнительный бал за выступление

 

Дополнительный балл за досрочное выполнение

 

Итог

 

 УЭ5

Максимальный  балл

 

 

Дополнительный балл за досрочное выполнение

 

Итог

Оценка учителя

 

 

 



Категория: учебные модули | Добавил: Венера (04.09.2010)
Просмотров: 2587 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: