Воскресенье, 12.05.2024, 11:31

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » учебные модули

Учебный модуль по теме "Работа с базами данных в СУБД Ms. Access".

Структура модуля

 

1. мотивационно - целевой блок;

2. банк информации с тренировочными и проверочными заданиями;

3. методические указания по достижению поставленных дидактических целей.

 

УЭ-0 (учебный элемент модуля)

Мотивация обучения

 Базы данных играют особую роль в современном мире. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни , скорее всего, зарегистрировано в той или иной базе. Умение работать с базами данных сегодня является  одним из  важнейших навыков  в  работе  с компьютером, а специалисты в этой области никогда не останутся безработными.

Интегрирующая цель

В процессе работы над учебным элементами 

знать:

  • сущность понятий "информация" и "данные";
  • определение базы данных;
  • определение реляционной модели данных, понятия "поле", запись", "файл
  • определение СУБД, её назначение;
  • сущность понятия "структура данных";
  • интерактивные возможности СУБД по обработке простейших запросов. 

уметь:

  • запустить информационную систему;
  • оценить основные функциональные возможности информационной  системы;
  • определить структуру базы данных в соответствии с поставленными   информационными задачами;
  • выполнить основные операции по поддержке базы данных (заполнять, редактировать, удалять записи и т. д.)
  • обращаться с запросами к базе данных;
  • задавать простейшие условия поиска;
  • сортировать данные и использовать основные функции групповой обработки
     полей;
  • решать простейшие информационные задачи с использованием СУБД;
  • выполнять  учебно-исследовательские проекты, осуществляемые специалистами гуманитарного профиля;

увидеть

значимую роль  информационных систем  в  повышении эффективности деятельности

специалистов гуманитарного профиля;

систематизировать  полученные знания, умения, навыки;

развивать  методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе

на определенном уровне).

УЭ-1

Цель: получить понятие информационной системы и базы данных как основного компонента этой системы.

Форма организации познавательной деятельности коллективная

Метод обучения объяснительно-иллюстративный.

Учебная информация дается учителем в форме лекции с демонстрацией на большой экран через мультимедийный проектор известных программ БД различного профиля. Учащиеся делают записи в тетрадь наиболее важных аспектов в соответствии с целью этого учебного элемента.

Задание:  1 .Назовите отличительные признаки базы данных от других компонентов информационных систем?

2. Для чего, по вашему мнению, нужны базы данных?

3. Роль и место БД в деятельности специалистов гуманитарного профиля

УЭ-2

Цель: знать основные объекты БД, типы данных, режимы представления таблицы. Уметь создавать, заполнять таблицу, изменять структуру таблицы в режиме конструктора.

Форма организации познавательной деятельности  групповая.

Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека, причем деление проводится так, чтобы в каждой группе был ученик наиболее проявляющий  интерес к информатике,  что делает эффективнее работу всей группы. Такой ученик может не только оказать помощь своим  товарищам  в процессе работы, но и быть экспертом при проверке умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Задание:

1. Создайте таблицу с помощью Мастера - выберите Образец таблиц Адреса,
 
выбрав поля: Адресат, Фамилия, Имя, Телефон, Улица.

2. Осуществите непосредственный ввод данных в таблицу, переключитесь в режим таблицы;

 

Задания для тренировки по группам:

вариант 1

Самостоятельно измените высоту строки, ширину поля.

Можно ли изменить высоту только одной строки (как это делали для столбца)? Как вы думаете почему?

вариант 2

Самостоятельно переименуйте поле АДРЕСАТ в поле №. Измените ширину столбца № в соответствии с размером нового заголовка. Закройте таблицу, выполнив сохранение. вариант 3

Откройте таблицу АДРЕСА в Microsoft Access. Поочередно раскройте все пункты горизонтального меню и найдите аналогичную команду, позволяющей фиксировать столбцы.

В каком пункте горизонтального меню находится нужная команда? Опытным   путем   определите,  как  устанавливать   выделение:   выделять   сам фиксируемый столбец или следующий за ним.

вариант 4

Можно ли зафиксировать строку?

 Как вы думаете, почему?

Можно ли зафиксировать сразу несколько столбцов?

 УЭ-4

Цель: уметь создавать формы в режиме Мастера и режиме конструктора, с использованием команд панели элементов, вводить и редактировать в  записи, осуществлять  быструю сортировку данных. Уметь организовать запрос на выборку, запрос с параметром, создать и печатать отчеты.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Задания для тренировки:

 вариант 1

Представьте форму в режиме конструктора. Поменяйте местами столбцы 'Телефон" и "Адрес". Переключитесь в режим формы и посмотрите, остались ли поля на прежних местах?

вариант 2

Отсортируйте записи в таблице таким образом, чтобы фамилии располагались по алфавиту. Переключитесь в режим формы и проверьте, сохраняется ли расположение записей.

вариант 3

Отсортируйте записи таким образом, чтобы номера располагались по убыванию.

Переключитесь в режим формы и  проверьте, сохраняется ли расположение.

вариант 4

Найдите адресата, зная только его фамилию.

вариант 5

Найдите адресата, если вы помните только номер его квартиры

вариант 6

Найдите адресата, если вы помните только то, что ваш номер квартиры входит либо в адрес, либо в номер телефона адресата.

вариант 7

Взяв за базовую таблицу АДРЕСА, подготовьте отчет, содержащий фамилии, имена и номера телефонов адресатов.

вариант 8

Подготовьте отчет на основе базовой таблицы АДРЕСА таким образом, чтобы сначала в нем шли имена адресатов, затем фамилии и адреса.

УЭ-5

Цель: подведение итогов и оценка; самооценка учащихся.

Задание: Подведите итоги и проверьте, как вы запомнили изученный материал, (каждой группе выдается таблица для самоконтроля и контроля товарищем)

 

Форма таблицы для самопроверки.

Поставленная задача

Требуемые действия

  

 Таблица должна содержать 10 поставленных задач и требуемых для их осуществления действий.

Оцените свою работу или работу товарища по следующим критериям:

1) ответ совпадает полностью-2 балла

2) ответ совпадает частично -1 балл

3) ответ не совпадает -0 баллов

Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы:

20 баллов – отличная работа;

от 14 до 19 баллов – хорошая;

от 7 до 13 баллов – удовлетворительная;

от 0 до 6 баллов – неудовлетворительная.

Результаты сдайте учителю.

УЭ-6

Цель: подвести итоги проверки знаний и умений и сделать анализ результатов.

1.  Если ученик набрал от 0 до 13 баллов, ему необходимо закрепить материал по соответствующим задачам;

2. Учитель проводит совместно с учениками анализ неверных ответов, выявляет причины "пробелов", возвращаясь к существу проблемы. Возможно делая коррекцию в методах подачи учебного материала.

УЭ-7

Цель: знакомство с информационными системами на CD-ROM дисках, такими как "История России»", "Зарубежная классическая живопись", "А.С. Пушкин в зеркале двух столетий" и др. Уметь оценить основные функциональные возможности этих систем, уметь осуществить выбор необходимой ИПС и выполнить в ней запрос для решения конкретной задачи. Определить домашнее задание.

1.Задания по работе с CD– дисками.

Используя соответствующую ИПС, найдите и систематизируйте информацию:

 вариант 1

о художниках эпохи Возрождения.

вариант 2

 об экономическом развитии России на рубеже 19-20 веков.

вариант 3

 иллюстрации и видеоматериалы по сказкам А.С.Пушкина

 

2. Домашнее задание: каждой группе  самостоятельно:

создать информационную модель БД, имеющей практическое применение в учебно-воспитательном процессе гимназии.

определить содержание входной и выходной информации

разработать  алгоритм создания БД.

 УЭ–8

 Цель: систематизировать и закрепить знания и навыки, полученные на уроках.

Итоговая контрольная работа на заранее подготовленную  группами  тему по созданию Базы данных с выполнением следующих условий:

1 .Создайте таблицу.

2. Создайте главную и подчиненные формы с возможность перехода между ними

3..Введите данные через формы ( не менее 6-х записей)

4. Отсортируйте записи (самостоятельно определить признак)

6. Организуйте запросы на выборку, с параметром .

7. Создайте вычисляемые поля

8. Примените фильтр, задав условие отбора данных.

9. Подготовьте отчет.

Оценивает работу каждой группы – учитель. Критериями оценки являются не только соответствие результатов работы поставленным условиям, но и наличие элементов творческой деятельности учащихся (создание наиболее  удобного и эффективного для пользователей способа доступа к данным ИПС), эстетичность оформления форм и отчетов (цвет, наличие графических объектов и т.д.),  Это чрезвычайно важно для дальнейшей профессиональной деятельности учащихся. Ведь задача учителя не только дать знания и научить их применять на практике, но и дать возможность каждому ученику самореализоваться, что способствует мотивации учения.

Категория: учебные модули | Добавил: Венера (04.09.2010)
Просмотров: 3298 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Serglialp  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>ногинский завод стальных</a>

Имя *:
Email *:
Код *: