Структура модуля
1. мотивационно - целевой блок;
2. банк информации с тренировочными и проверочными заданиями;
3. методические указания по достижению поставленных дидактических
целей.
УЭ-0 (учебный элемент модуля)
Мотивация обучения
Базы данных играют
особую роль в современном мире. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни , скорее
всего, зарегистрировано в той или иной базе. Умение работать с базами данных
сегодня является одним из важнейших навыков в
работе с компьютером, а
специалисты в этой области никогда не останутся безработными.
Интегрирующая цель
В процессе работы над учебным элементами
знать:
- сущность понятий "информация" и
"данные";
- определение базы данных;
- определение реляционной модели данных, понятия
"поле", запись", "файл
- определение СУБД, её назначение;
- сущность понятия "структура данных";
- интерактивные возможности СУБД по обработке простейших
запросов.
уметь:
- запустить информационную систему;
- оценить основные функциональные возможности
информационной системы;
- определить структуру базы данных в
соответствии с поставленными
информационными задачами;
- выполнить основные операции по поддержке базы данных
(заполнять, редактировать, удалять записи и т. д.)
- обращаться с запросами к базе данных;
- задавать простейшие условия поиска;
- сортировать данные и использовать основные функции групповой
обработки
полей; - решать простейшие информационные задачи с использованием
СУБД;
- выполнять
учебно-исследовательские проекты, осуществляемые специалистами гуманитарного
профиля;
увидеть
значимую роль
информационных систем в повышении эффективности деятельности
специалистов гуманитарного профиля;
систематизировать полученные знания, умения,
навыки;
развивать методический навык (взаимоконтроль,
самоконтроль, обучение работе
на определенном уровне).
УЭ-1
Цель: получить понятие информационной
системы и базы данных как основного компонента этой системы.
Форма организации познавательной
деятельности – коллективная
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный.
Учебная информация дается учителем в форме лекции с
демонстрацией на большой экран через мультимедийный проектор известных программ
БД различного профиля. Учащиеся делают записи в тетрадь наиболее важных
аспектов в соответствии с целью этого учебного элемента.
Задание: 1 .Назовите отличительные признаки базы данных от других
компонентов информационных систем?
2. Для чего, по вашему мнению,
нужны базы данных?
3. Роль и место БД в деятельности
специалистов гуманитарного профиля
УЭ-2
Цель: знать основные объекты БД, типы
данных, режимы представления таблицы. Уметь создавать, заполнять таблицу,
изменять структуру таблицы в режиме конструктора.
Форма организации познавательной
деятельности – групповая.
Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека, причем деление
проводится так, чтобы в каждой группе был ученик наиболее проявляющий интерес к информатике, что делает эффективнее работу всей группы.
Такой ученик может не только оказать помощь своим товарищам
в процессе работы, но и быть экспертом при проверке умений и навыков. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Задание:
1. Создайте таблицу с помощью
Мастера - выберите Образец таблиц Адреса,
выбрав поля: Адресат, Фамилия, Имя,
Телефон, Улица.
2. Осуществите непосредственный ввод данных в таблицу, переключитесь
в режим таблицы;
Задания для тренировки по группам:
вариант 1
Самостоятельно измените высоту строки, ширину поля.
Можно ли изменить высоту только одной строки (как это
делали для столбца)? Как вы думаете почему?
вариант 2
Самостоятельно переименуйте поле АДРЕСАТ в поле №. Измените
ширину столбца № в соответствии с размером нового заголовка. Закройте таблицу,
выполнив сохранение. вариант 3
Откройте таблицу АДРЕСА в Microsoft Access. Поочередно раскройте все пункты
горизонтального меню и найдите аналогичную команду, позволяющей фиксировать
столбцы.
В каком пункте горизонтального меню находится нужная
команда? Опытным путем определите,
как устанавливать выделение:
выделять сам фиксируемый столбец
или следующий за ним.
вариант 4
Можно ли зафиксировать строку?
Как вы думаете, почему?
Можно ли зафиксировать сразу несколько столбцов?
УЭ-4
Цель: уметь создавать формы в режиме Мастера и режиме конструктора, с
использованием команд панели элементов, вводить и редактировать в записи, осуществлять быструю сортировку данных. Уметь организовать
запрос на выборку, запрос с параметром, создать и печатать отчеты.
Методы обучения: репродуктивный,
частично-поисковый
Задания для тренировки:
вариант 1
Представьте форму в режиме конструктора. Поменяйте местами
столбцы 'Телефон" и "Адрес". Переключитесь в режим формы и
посмотрите, остались ли поля на прежних местах?
вариант
2
Отсортируйте записи в таблице таким образом, чтобы фамилии
располагались по алфавиту.
Переключитесь в режим формы и проверьте, сохраняется ли расположение записей.
вариант
3
Отсортируйте записи таким образом, чтобы номера
располагались по убыванию.
Переключитесь в режим формы и проверьте, сохраняется ли расположение.
вариант
4
Найдите адресата, зная только его фамилию.
вариант
5
Найдите адресата, если вы помните только номер его квартиры
вариант
6
Найдите адресата, если вы помните только то, что ваш номер
квартиры входит либо
в адрес, либо в номер телефона адресата.
вариант
7
Взяв за базовую таблицу АДРЕСА, подготовьте отчет,
содержащий фамилии, имена
и номера телефонов адресатов.
вариант 8
Подготовьте отчет на основе базовой таблицы АДРЕСА таким
образом, чтобы сначала в нем шли имена адресатов, затем фамилии и адреса.
УЭ-5
Цель: подведение итогов и оценка; самооценка учащихся.
Задание: Подведите итоги и проверьте, как вы запомнили изученный
материал, (каждой группе выдается таблица для самоконтроля и контроля
товарищем)
Форма таблицы для самопроверки.
Поставленная задача
|
Требуемые действия
|
|
|
Таблица должна содержать 10 поставленных задач и требуемых
для их осуществления
действий.
Оцените свою работу или работу товарища по следующим
критериям:
1) ответ совпадает полностью-2 балла
2) ответ совпадает частично -1 балл
3) ответ не совпадает -0 баллов
Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы:
20 баллов – отличная работа;
от 14 до 19 баллов – хорошая;
от 7 до 13 баллов – удовлетворительная;
от 0 до 6 баллов – неудовлетворительная.
Результаты сдайте учителю.
УЭ-6
Цель: подвести итоги проверки знаний и
умений и сделать анализ результатов.
1. Если ученик
набрал от 0 до 13 баллов, ему необходимо закрепить материал по соответствующим
задачам;
2. Учитель проводит совместно с учениками анализ неверных
ответов, выявляет причины "пробелов", возвращаясь к существу
проблемы. Возможно делая коррекцию в методах подачи учебного материала.
УЭ-7
Цель: знакомство с информационными системами на CD-ROM дисках, такими как "История
России»", "Зарубежная классическая живопись", "А.С. Пушкин
в зеркале двух столетий" и др. Уметь оценить основные функциональные
возможности этих систем, уметь осуществить выбор необходимой ИПС и выполнить в
ней запрос для решения конкретной задачи. Определить домашнее задание.
1.Задания по работе с CD– дисками.
Используя
соответствующую ИПС, найдите и систематизируйте информацию:
вариант 1
о художниках эпохи Возрождения.
вариант
2
об экономическом
развитии России на рубеже 19-20 веков.
вариант 3
иллюстрации и
видеоматериалы по сказкам А.С.Пушкина
2. Домашнее задание: каждой группе самостоятельно:
создать информационную модель БД, имеющей практическое
применение в учебно-воспитательном процессе гимназии.
определить содержание входной и выходной информации
разработать алгоритм
создания БД.
УЭ–8
Цель: систематизировать и закрепить знания и навыки, полученные на
уроках.
Итоговая контрольная работа на заранее подготовленную группами
тему по созданию Базы данных с выполнением следующих условий:
1 .Создайте таблицу.
2. Создайте главную и подчиненные формы с возможность
перехода между ними
3..Введите данные через формы ( не менее 6-х записей)
4. Отсортируйте записи (самостоятельно определить признак)
6. Организуйте запросы на выборку, с параметром .
7. Создайте вычисляемые поля
8. Примените фильтр, задав условие отбора данных.
9. Подготовьте отчет.
Оценивает работу каждой группы – учитель. Критериями оценки
являются не только соответствие результатов работы поставленным условиям, но и
наличие элементов творческой деятельности учащихся (создание наиболее удобного и эффективного для пользователей
способа доступа к данным ИПС), эстетичность оформления форм и отчетов (цвет,
наличие графических объектов и т.д.),
Это чрезвычайно важно для дальнейшей профессиональной деятельности
учащихся. Ведь задача учителя не только дать знания и научить их применять на
практике, но и дать возможность каждому ученику самореализоваться, что
способствует мотивации учения.
|