КДЦ (комплексно дидактическая цель) – овладеть способом организации
и обработки большого количества данных одного типа средствами алгоритмического
языка Паскаль.
Требования к знаниям учащихся.
Ученик должен знать:
-
определение массива;
-
способ его описания;
-
способы обращения к элементу массива.
Требования к
умениям учащихся.
Ученик должен уметь:
-
использовать ранее изученные понятия – типы данных и
циклы;
-
обосновать необходимый способ организации данных;
-
определить тип элементов массива;
-
писать программы на языке Паскаль, обрабатывающие
большое количество данных одного типа. Структура учебных блоков темы:
Л1 – лекция на тему
«Массивы, основные термины и понятия, использование массивов при решении
различных задач».
У1 – урок решения
задач на тему одномерные числовые массивы. Элемент массива, индекс элемента
массива».
Л2 – лекция на тему
«Символьные массивы».
У2 – урок решения
задач на тему «Операции над массивами».
Л3 – лекция на тему
«Двумерные массивы».
М1 – модуль
«Двумерные массивы».
У3 – урок обобщения
на тему «Массивы».
М2 – модуль
обобщения «Творческое задание».
Л4 – лекция на тему
«Данные типа record и
массивы ».
У4 – урок решения
задач по теме Л4.
Зачет – зачет по
теме «Массивы».
Модуль №1.
Содержание учебного элемента
|
Советы учителя
|
УЭ0
Цель: на
основании теоретических знаний о
массивах и вложенных циклах вы должны научиться:
- организовывать
данные в виде таблиц;
- обосновывать
выбор типа элемента массива;
- описывать
табличные данные;
- писать
и отлаживать программы, обрабатывающие двумерные массивы, в среде Turbo Pascal.
|
Обрати внимание на время, отведенное для
выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха.
|
УЭ1
Цель: проверить
себя, насколько свободно вы пишете
программы с использованием одномерных массивов и циклов.
1. Откройте
файл INFTEST.doc
Задания выполняйте самостоятельно, в тетради. Условия не
переписывайте.
2. Откройте
файл INFTEST1.doc
Сверьте свои решения и проставьте на листе контроля в таблице к
УЭ1 баллы за каждую задачу.
3. Если вы набрали 12 – 17 баллов, переходи к выполнению УЭ3, иначе к УЭ2.
|
Время
выполнения УЭ1 не более 15 минут.
|
УЭ2
Цель: восполнить пробелы в знаниях по
темам «Массивы» и/или «Циклы».
1.
Не волнуйтесь, откройте конспект, и посмотрите
решения задач выполненных ранее на уроках и дома. Проконсультируйся у своего
напарника и/или учителя. Когда будете готовы, поднимите руку и получите
дополнительное задание у учителя.
2.
Результат выполнения задания покажите своему
напарнику. Заполните в листе контроля таблицу к УЭ2.
3.
Переходите к выполнению УЭ3.
|
Время
выполнения УЭ2 не более 10 минут.
|
УЭ3
Цель: научиться
работать с данными, представленными в
виде таблицы.
Задача №1. Реши
задачу о хозяйке при условии, что траты хозяйки записаны в двумерный массив,
в первой строке которого хранятся траты по утрам, а во второй по вечерам.
1.
Объединитесь в группу из двух человек, опишите в
тетради массив по правилам языка Паскаль.
2.
Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл
MIST1.PAS
3.
Откройте файл MIST1.PAS
и внесите в него необходимые изменения.
4.
Когда убедитесь в том, что программа работает верно,
переходите к задаче №2.
Задача №2. Решите
задачу о хозяйке при условии, что массив трат хозяйки содержит семь строк и
два столбца.
1.
Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл
MIST2.PAS.
2.
Модернизируйте программу в файле MIST2.PAS.
3.
Убедитесь в том, что программа работает верно, т.е.
все три программы дают одинаковый результат.
4.
Проставьте на листе контроля в таблице к УЭ3 баллы за каждую задачу.
Переходите к выполнению УЭ4. |
Время выполнения УЭ3 не более 20 –25
минут.
По
возникающим вопросам консульти-руйтесь сначала у себя в группе, а если ответ
не найден, то у учителя.
Если не успеваете, обязательно выполните
четвертый пункт задания №2, а пункты 1-3 решите дома.
|
УЭ4
Цель: познакомиться с примерами использования
двумерных массивов в различных областях человеческой деятельности.
1. Объединитесь в группу из 3 - 4 человек (соседние компьютеры).
2. Придумайте текст задачи, в которой данные
представлены в виде таблицы.
3. В тетради опишите массив, определяющий эту таблицу.
4. Представитель группы предъявит вашу задачу экспертам
и покажет им тетрадь. При составлении выступления можно воспользоваться
планом, приведенным в файле PLAN.doc.
Остальные не теряя времени, переходят к выполнению УЭ5.
5. Эксперты
проставят на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу.
|
Время
выполнения задания не более 25 – 30 минут.
|
УЭ5
Цель: убедиться, что вы научились писать
программы с использованием двумерных массивов.
Задача№3. Дан массив В:
1.5 1.9 1.6
1.8 1.4
1.2 1.5 1.3
1.4 1.2
1.6 1.3 1.4
1.7 1.5
Получить
новый массив К, значения элементов которого равны утроенным
значениям элементов массива В.
Массивы В и К вывести на экран.
1. Объединитесь в
группу по двое, опишите в тетради массив по правилам языка Паскаль.
2. Программу сохраните в файле МАTR.PAS.
3. Убедитесь
в том, что программа работает верно. Позовите учителя.
4. Задание
проверяется и оценивается учителем на листе контроля в таблице к УЭ5.
5. Оцените
урок по 1- бальной шкале:
-
Удовлетворены
ли вы своей работой (Я);
-
Достигнута ли
цель, сформулированная в УЭ0 (дело);
-
Работу всего
класса (мы); 6. Ответьте на вопросы теста .
|
Время выполнения не более 7 – 10 минут.
Выступление рассчитывайте на 2 – 3 минуты.
|
![](file:///C:\Users\75A2~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
Подведение
итогов
1.
По завершении каждого УЭ проставь себе баллы в
контрольном листке.
2.
Верно выполненный УЭ с опережением времени добавит вам
или вашей группе 1 балл.
3.
Выступающему в УЭ4 – 1 добавочный балл.
4.
Эксперт – 1 балл.
5.
Баллы, набранные членами группы, суммируются в общий
итог работы группы.
УЭ1
№ задачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Макс. кол-во баллов
|
2
|
2
|
3
|
5
|
5
|
Самооценка
|
|
|
|
|
|
Дополнительный балл за
досрочное выполнение
|
|
Итог
|
|
Э2
УЭ3
№
задачи
|
1
|
2
|
Макс. кол - во баллов
|
5
|
5
|
Самооценка
|
|
|
Дополнительный
балл за досрочное выполнение
|
|
Итог
|
|
УЭ4
Макс. кол – во баллов
|
5
|
Оценка
эксперта
|
|
Дополнительный
бал за выступление
|
|
Дополнительный
балл за досрочное выполнение
|
|
Итог
|
|
УЭ5
Максимальный балл
|
|
|
Дополнительный
балл за досрочное выполнение
|
|
Итог
|
Оценка
учителя
|
|
|
|