Багирян Венера Борисовна
учитель информатики высшей категории
МОУ
гимназия г.Сосновка
Вятскополянского района Кировской области
Формирование информационной культуры учащихся через
использование педагогических технологий на основе
информационно-коммуникационных средств
Одним из приоритетных направлений Программы
развития является информатизация
учебного процесса, что соответствует
одной из главных задач модернизации российского образования -
формированию информационной культуры учащихся.
Для меня важно, чтобы с
первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном
обществе». Активность, критический
характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться,
коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для
решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового
«информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в
формировании человека нового информационного века? Как учителю научить ребенка выбирать свои информационные
маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей? Накопленный мной педагогический опыт,
частично представленный в этой статье,
помогает мне решать основную задачу - выполнять социальный заказ современного общества:
формировать ключевые компетентности,
обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре
личности.
На пути реализации этой
задачи я столкнулась с целым рядом
трудностей и противоречий:
- недостаточная разработанность и многообразие, нередко противоречащих друг другу методик преподавания информатики
- большой объём учебного материала и недостаточное количество часов
информатики в учебном плане гимназии;
- неумение большинства
учащихся работать самостоятельно.
Для решения
этих проблем из всего
многообразия педагогических технологий и методов мною выбраны и
внедряются следующие:
·
технология дифференцированного
обучения;
·
технология направленного проектного обучения;
·
модульная технология;
·
интернет - технологии;
· организация и проведение совместно с учителями-предметниками уроков с применением ИКТ;
· вовлечение учащихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ.
Новизна опыта состоит:
1. в мониторинге входных знаний и умений;
2. в мониторинге достижений учащихся по всем
компонентам ИКТ - грамотности (ИКТ–компетентность - уверенное владение
учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих
вопросов в
учебной и иной деятельности):
3.
в
модульном построении курса информатики.
4.
в
использовании ИКТ образовательного назначения;
5.
в
использовании технологии направленного проектирования;
6.
в
использовании в качестве дидактического материала работ учащихся;
7.
в
интеграции информатики с другими дисциплинами.
Технология опыта работы:
Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной
информатике. Одни учащиеся имеют
компьютеры дома, владеют первичными навыками работы на ПК, работают в
прикладных программах, другие изучали основы программирования в кружках
учреждений дополнительного образования, третьи никогда не пользовались
компьютером, не знакомы с азами программирования. Поэтому на первый план
выходит проблема обучения
информатике в условиях разного уровня входных знаний и умений по
информатике. С целью разрешения данной проблемы с 2001-2002 уч. года на первом
уроке по информатике в 10-х классах, а с 2007-2008 уч. года в 8-х (т.к. Базовый
курс стал преподаваться с 8-го класса) проводится мониторинг входных знаний и умений по предмету.
Результаты
этого мониторинга позволяют мне:
- по
соответствующим темам подготовить модули учебного материала и электронные
средства обучения, включая Интернет – технологии, для самостоятельной
подготовки учащихся, уже имеющих некоторые
знания и умения по этим темам;
- разработать
практические и контрольные задания разного уровня сложности;
- выбрать
из числа учащихся консультантов в учебных группах.
Диагностика мотивации деятельности учащихся на уроке при использовании
технологии деятельностного подхода
На уроках информатики я достаточно часто
использую технологии деятельностного подхода, при которых создаются
условия для самостоятельного «открытия»
знаний детьми. Так, в 11 классе при изучении темы «Сайтостроение»
ученики имеют возможность не только понять язык разметки гипертекста, но и
самостоятельно создать сайт. Благодаря
подобранным мною электронным пособиям ученик самостоятельно выстраивает собственную образовательную траекторию. Каждый урок соответствует той или иной
Интернет - страничке сайта с гипертекстом. Применяя удобную навигацию по сайту,
ученик может вернуться к любой части урока и в любой момент проверить в
виртуальном «зачетном классе с ключами и подсказками» точность своего
выбора.
При
проведении итогового контроля по всему курсу информатики в 11х классах за
2006-2007 уч. год мною впервые был
проведён мониторинг умений и навыков учащихся по всем компонентам ИКТ- грамотности:
- доступ к информации — умение
собирать и/или извлекать информацию
(задание:
найти и открыть сообщение электронной почты с заданием
от учителя в ящике входящих писем); - управление информацией — умение
применять существующую схему организации или классификации
(задание: найти, используя поисковые
системы информацию о продаже лазерных принтеров, организовать данные о
соответствующем товаре в электронной таблице на своём ПК); - интегрирование информации – умение
интерпретировать и представлять информацию;
(задание: проанализируйте соотношение
качество-цена, проведите оптимальный отбор
данных); -
оценивание информации – умение
выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации
(задание: принять решение, какой принтер
целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов
продавцов); -
создание информации – умение генерировать
информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
(задание: представить свои
рекомендации по решению вопроса покупки принтера в тестовом формате с
размещением изображения товара); - сообщение информации - способность должным образом передавать информацию
в среде ИКТ
(задание: заархивируйте
созданное сообщение и отправьте по E- mail учителю)
Заключение
Считаю, что формирование
информационной культуры учащихся не может ограничиться рамками учебной и
проектной деятельности, необходимо создание единого информационного
пространства школы. Над этой проблемой я активно работаю в настоящее время
совместно с администрацией гимназии
В роли
учителя информатики я чувствую на себе большую ответственность за то, насколько
хорошо дети, оканчивая школу, владеют современными информационными и
коммуникационными технологиями. Стараюсь делать всё, чтобы, уезжая учиться в
большие города, мои ученики не чувствовали себя людьми из «глубинки», а смогли
успешно продолжать обучение, жить и работать в информационном обществе
Использованная литература:
- Бешенкова С.А., Прытко
Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной
картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. -
№4.
- Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
- Концепция
информатизации образования // Информатика и образование. - 2005. - №1.
- Горячев
А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование.
- 2001. - №№3,8.
Полная версия статьи -
|