Пятница, 10.05.2024, 14:54

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » методические публикации

Формирование информационной культуры учащихся

Багирян Венера Борисовна

учитель информатики высшей категории

МОУ гимназия г.Сосновка
Вятскополянского района Кировской области

 Формирование информационной культуры учащихся через использование педагогических технологий на основе
информационно-коммуникационных средств

    Одним из приоритетных направлений Программы развития  является информатизация учебного процесса, что соответствует  одной из главных задач модернизации российского образования - формированию информационной культуры учащихся.

Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе».  Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в формировании человека нового информационного века? Как учителю  научить ребенка выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей?  Накопленный мной педагогический опыт, частично представленный в этой статье,  помогает мне решать основную задачу - выполнять социальный заказ современного общества: формировать ключевые компетентности, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности.

На пути реализации этой задачи я столкнулась с целым рядом
 трудностей и противоречий:

  •  недостаточная разработанность и многообразие,  нередко противоречащих друг другу методик преподавания информатики 
  •   большой объём учебного материала и недостаточное количество часов информатики  в учебном плане гимназии;
  •   неумение  большинства учащихся работать самостоятельно.

Для решения этих проблем из всего многообразия педагогических технологий и методов мною выбраны и внедряются следующие:

·        технология дифференцированного обучения;

·        технология направленного проектного обучения;

·        модульная технология;

·        интернет - технологии;

· организация и проведение совместно с учителями-предметниками  уроков с применением ИКТ;

·  вовлечение учащихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ.

Новизна опыта состоит:

1.   в мониторинге входных знаний и умений;

2.   в мониторинге достижений учащихся по всем компонентам ИКТ - грамотности (ИКТ–компетентность - уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в
 учебной и иной деятельности):

3.            в модульном построении курса информатики.

4.            в использовании ИКТ образовательного назначения;

5.            в использовании технологии направленного проектирования;

6.            в использовании в качестве дидактического материала работ учащихся;

7.            в интеграции информатики с другими дисциплинами.

Технология опыта работы:

Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике. Одни учащиеся имеют компьютеры дома, владеют первичными навыками работы на ПК, работают в прикладных программах, другие изучали основы программирования в кружках учреждений дополнительного образования, третьи никогда не пользовались компьютером, не знакомы с азами программирования. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня входных знаний и умений по информатике. С целью разрешения данной проблемы с 2001-2002 уч. года на первом уроке по информатике в 10-х классах, а с 2007-2008 уч. года в 8-х (т.к. Базовый курс стал преподаваться с 8-го класса)  проводится мониторинг входных знаний и умений по предмету.

Результаты этого мониторинга позволяют мне:

  • по соответствующим темам подготовить модули учебного материала и электронные средства обучения, включая Интернет – технологии, для самостоятельной подготовки учащихся, уже имеющих некоторые  знания и умения по этим темам;
  • разработать практические и контрольные задания разного уровня сложности;  
  • выбрать из числа учащихся консультантов в учебных группах.

Диагностика мотивации деятельности учащихся на уроке при использовании технологии деятельностного подхода

      На уроках информатики я достаточно часто использую технологии деятельностного  подхода, при которых создаются условия для самостоятельного «открытия»  знаний детьми. Так, в 11 классе при изучении темы «Сайтостроение» ученики имеют возможность не только понять язык разметки гипертекста, но и самостоятельно создать сайт.  Благодаря подобранным мною электронным пособиям ученик самостоятельно выстраивает  собственную образовательную траекторию.  Каждый урок соответствует той или иной Интернет - страничке сайта с гипертекстом. Применяя удобную навигацию по сайту, ученик может вернуться к любой части урока и в любой момент проверить в виртуальном «зачетном классе с ключами и подсказками» точность своего выбора. 

         При проведении итогового  контроля  по всему курсу информатики в 11х классах за 2006-2007 уч. год  мною впервые был проведён мониторинг умений и навыков учащихся по всем компонентам  ИКТ- грамотности:

  •  доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию
    (задание: 
    найти и открыть сообщение электронной почты с заданием от учителя   в ящике входящих писем);
  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации
    (задание: найти, используя поисковые системы информацию о продаже лазерных принтеров, организовать данные о соответствующем товаре в электронной таблице на своём ПК);
  •  интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;
    (задание: проанализируйте соотношение качество-цена, проведите оптимальный отбор  данных);
  •    оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации
    (задание: 
    принять решение, какой принтер целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов продавцов);
  •     создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
     (задание:
    представить свои рекомендации по решению вопроса покупки принтера в тестовом формате с размещением изображения товара);
  • сообщение информации  - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ

(задание: заархивируйте созданное сообщение и отправьте по E- mail учителю)

Заключение

Считаю, что формирование информационной культуры учащихся не может ограничиться рамками учебной и проектной деятельности, необходимо создание единого информационного пространства школы. Над этой проблемой я активно работаю в настоящее время совместно с администрацией гимназии

В роли учителя информатики я чувствую на себе большую ответственность за то, насколько хорошо дети, оканчивая школу, владеют современными информационными и коммуникационными технологиями. Стараюсь делать всё, чтобы, уезжая учиться в большие города, мои ученики не чувствовали себя людьми из «глубинки», а смогли успешно продолжать обучение, жить и работать в информационном обществе

Использованная литература:

  1. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.
  2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
  3. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 2005. - №1.
  4. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.

Полная версия статьи

Категория: методические публикации | Добавил: Венера (03.09.2010)
Просмотров: 6833 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: