Четверг, 21.11.2024, 18:43

Сайт учителя информатики Багирян Венеры Борисовны

Каталог статей

Главная » Статьи » формирующее оценивание

Учебный проект "В мире моделей"
Оновополагающий вопрос:
Как  создать модель? 

Проблемные вопросы учебной темы: 
Как применяется моделирование в физике?
Зачем нужны модели в биологии?
Что нужно, чтобы создать модель человека?

Учебные вопросы: 
Что такое модель?
Чем различаются способы классификации моделей?
Для чего используются модели?


План проекта.

Сначала проводится общая беседа с учащимися, посвященная ключевым понятиям моделирования и классификации моделей. Беседа сопровождается презентацией "Моделирование". По завершению совместно формулируется основополагающий вопрос. Заканчиваться она разделением учащихся на группы, знакомство их с проблемными вопросами и темами исследований. Кроме того, некоторым обобщением беседы является предложение обсудить в  примеры моделей, цели их использования и некоторые другие вопросы учебной темы. 

Ход выполнения проекта.

В ходе работы по группам учащиеся могут получать консультации от учителя как непосредственно, так и через блоги.
Создание вики-статьи будет являться результатом освоения новой технологии. Кроме того, учащиеся познакомятся с возможностями блогов и форумов для решения учебных задач. 

Форма представления результатов:
  • для первой группы - вики-статья, брошюра, электронная таблица, программа;
  • для второй группы - программа на любом доступном языке программирования, вики-статья; 

для третьей - вики-статья, графический документ. 

Завершение работы: сводная вики - статья, защиты результатов своих исследований. Кроме того, в блоге все участники проекта представляют рефлексию своего участия. Может быть проведена контрольная работа. 

Этапы и сроки проведения проекта: 
Беседа с учащимися по ключевым понятиям моделирования - 1 урок
«Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 1 урок
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 1 урок
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группе – индивидуально с каждой группой
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав - индивидуально с каждой группой
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 2 урок, 40 минут
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3 урок, 40 минут
Защита полученных результатов и выводов – 4 урок, 40 минут

 
Примеры ученических работ: 

Введение

Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех научных областях. Учащиеся, работая в группах, изучают применение моделирования в физике, биологии и литературе. 
Основное внимание в процессе проведения проекта уделяется исследовательской деятельности учащихся по группам. Далее представлены задания для каждой группы, предполагаемый ход исследования и форма представления результатов. 

Группа № 1 - "Биологи"

Вопрос исследования: "Зачем нужны модели в биологии?"

Девиз исследования: "Все на помощь зайцам!"

Задача исследования: построить модель развития популяции зайцев

Ход исследования:


найти в сети Интернет различные направления применения моделирования в биологии и систематизировать их;

выводы по возможностям использования моделирования при изучении природных объектов и систем изложить в блоге; 
выяснить, какие факторы влияют на численность популяции зайцев, поиск информации проводится по различным источникам;
с помощью математических соотношений описать модель развития популяции зайцев с учетом начальной численности, темпов смертности и рождаемости;
уточнить модель, включив в нее фактор межвидовой конкуренции (наличие на той же территории хищников, уменьшающих популяцию кроликов);
составить словесное описание построенной модели;
провести вычислительный эксперимент по реализации модели;
по данным компьютерного эксперимента построить график зависимости численности популяции от указанных факторов;
сделать выводы о том, какой фактор оказывает ключевое влияние на численность популяции зайцев;
оформить выводы в виде публикации и как элемент статьи вики. 

Результаты исследования:

Итак, в ходе нашего исследования мы выяснили, что ключевым фактором, оказывающим влияние на численность популяции зайцев, является наличие хищников. При увеличении численности хищников, численность зайцев уменьшается, соответственно, при уменьшении численности хищников, численность зайцев увеличивается.

Группа № 2 - "Физики"

Вопрос исследования: "Как применяется моделирование в физике?"

Задача исследования: построить модели свободного падения тела

Ход исследования:

  1. выяснить уравнение свободного падения;
  2. выявить в предложенной модели входные и выходные параметры;
  3. провести вычислительный эксперимент по указанной модели;
  4. данные компьютерного эксперимента оформить занести в электронную таблицу;
  5. визуализировать данные таблицы;
  6. представить протокол исследования в вики - статье. 

    Группа № 3 - "Филологи"

    Вопрос исследования: "Что нужно, чтобы создать модель человека?"

    Задачи исследования: создать материальную и графическую модель человека.

    Ход исследования:
  1. найти литературные произведения, в которых приводится описательная модель человека (например, Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством");
  2. по найденному материалу из цветной бумаги создать материальную модель человека;
  3. найти и проанализировать карикатуры и шаржи;
  4. создать графическую модель (с помощью графического редактора - зарисовка сцен из школьной жизни)


Обобщающее оценивание. 

Учащиеся в блогах представляют рефлексию по шагам выполнения исследования, консультируются у учителя. Кроме того, в помощь учащимся предлагается брошюры с ключевыми понятиями темы, лекции с дополнительным материалом. Оцениваются вики-статьи учащихся, их публикации, остальные работы просто обсуждаются. Предполагается, что будет осуществляться как самооценивание, так и оценивание другими учащимися.


Дидактические материалы:

Лекция по теме "Моделирование" 

Контрольный список совместной работы

Критерии оценки вики-статьи

  

Категория: формирующее оценивание | Добавил: Венера (07.09.2010)
Просмотров: 1719 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Марина  
0
Добрый день! Вы пометили статью тегом "формирующее оценивание", а в описании проекта даже слов таких нет :) Что это такое? Как реализуется в данном проекте?

Имя *:
Email *:
Код *: